Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Мудрец закрыл театральный сезон

Итак, про что же пьеса? Молодой дворянин из обедневшего семейства ищет путь к богатству и преуспеванию. Будучи неглупым, он понимает – успеха добивается тот, кто находит влиятельных людей и становится им нужен. Чтобы доказать свою «нужность» - все средства хороши… Впрочем, нет-с, как говорили в старину, не все. А только те, что самими этими влиятельными людьми признаются допустимыми. Ну, там роман с женой богатого дяденьки (с его, впрочем, разрешения и одобрения), лесть наглая и откровенная, легкая авантюра, даже, скажем так, интрига для получения солидного приданого. Но возникает вопрос, на который нужно найти ответ: что это все – милые пустячки, на которые и обижаться-то не стоит, или серьезные преступления против нравственности? Вот об этом, собственно, и разговор  – о границах допустимых обществом нравственных компромиссов на пути к успеху.

Помните, как отстаивал честь свою и имя незапятнанное Гамлет, как панически бежал сомнительных знакомств и ложных слов Чацкий? Какие были времена, какие герои! Но сменилась эпоха ... Сколько можно назвать известных лиц, пробившихся к популярности за счет скандала, громкого брака, или просто благодаря тому, что оказались в нужное время в нужном месте. А где те, кто реально боролся за честное имя, за порядочность, за честь в конце концов? Как-то так, подзабыты… Время такое…

Известный московский режиссер Сергей Стеблюк имеет опыт общения с пьесами Островского. В свое время им была поставлена (и весьма небезуспешно) «Гроза» (Пензенский драматический театр). Но это мало что значит – каждый раз все начинаешь заново: новый театр, новые актеры, новый зритель… Повторений быть не может. Да и зритель ждет спектакля особого, столичного.

Когда в канун Дзержинской премьеры я попросил Сергея Стеблюка рассказать каким, по его мнению, получился спектакль, он ответил так:

- В этом спектакле, как мне кажется, есть равновесие между смешным и грустным. И я считаю это самым большим достижением. Обычно удержаться на этом балансировании очень сложно. Актерам это удается. Безусловно, нужно говорить о женском составе спектакля. О всех женщинах, без исключения. И Лариса Шляндина, и Татьяна Орлова, и Валентина Губкина – супер актрисы. Я вам скажу – таких актрис, такого уровня актрис, нет во многих крепких, академических провинциальных театрах. Я ими очень доволен. Очень.. Зоя Морозова в крошечной роли создала целую судьбу, Бэла Юрьевна Чуркина подарила интереснейшую Манефу. Встреча с актрисами такого уровня дает колоссальную радость мне и как режиссеру, и как человеку. Из мужчин, конечно, нужно говорить о Михаиле Тяжеве в роли Глумова. В театр пришел очень интересный и несомненно талантливый артист. Это здорово. Интересно работают Валентин Морозов, Юрий Кислинский…

Да, о Юрии Кислинском в роли Крутицкого можно говорить как о несомненной актерской удаче. Зритель встречает и провожает аплодисментами чуть ли не каждый выход этого трогательного и в то же время властного и значительного отставного генерала. Согласимся с режиссером и в оценке женских работ. Хищная и властная  Мамаева Татьяны Орловой, обаятельная и чувственная Турусина Ларисы Шляндиной, трогательная приживалка Зои Морозовой, трагикомичная Глумова засл. арт. РФ Валентины Губкиной  создают актерский ансамбль, достойный изящно выстроенного спектакля. О работе Валентины Губкиной хотел бы сказать особо. Ее Глумова отнюдь не коварная интриганка, какой ее нередко изображают, а глубоко несчастная женщина, для которой сын – весь свет в окошке и за него она пойдет куда угодно и говорить будет что угодно, и сама себя выставит в смешном свете, лишь бы ему было хорошо.

Узнаваем и реален Городулин в исполнении Вячеслава Рещикова. Его показная, фальшивая жизнерадостность так современна, что кажется, Городулин появляется на сцене не из-за кулис и актерских гримерок, а прямо с заседания какой-нибудь Думы. Очень реалистичен Валентин Морозов в роли Мамаева. Постоянно занятый собой, он радостно попадает в сети, расставленные молодым авантюристом.

Центральный персонаж и пьесы, и спектакля, несомненно, Егор Дмитриевич Глумов. Михаил Тяжев в этой роли, может быть, недостаточно импульсивен и азартен внешне, но внутренне напряжен, сжат как пружина, которой непозволительно распрямляться. Глумов умен и от этого игра, затеваемая им, становится умной. Вот только он так увлекается этой игрой, так удивляется сам своим победам, что у него не остается времени, чтобы оценивать их с позиций нравственности. Только в самом финале Тяжев позволит Глумову на мгновение стать самим собой. Нет, он, конечно же, не проиграл. Ибо оказывается умнее и дальновиднее всех прочих. Но столько будет в его взгляде  неуверенности и сомнения, что поневоле проникнешься сочувствием к этому молодому подлецу. Тяжев не осуждает своего персонажа, наоборот, он делает все, чтобы вызвать к нему симпатию.

Да и в самом деле, подлец ли Глумов? Что, в самом деле, сделал он плохого? Обманул тех, кто сам рад обманываться. Но грех ли это? Во всяком случае, никто из его окружения большим грехом подобные «шалости» и не считает. Да и зритель, смеясь и аплодируя, встает, скорее на его сторону. И попадается на удочку. Ибо если мы не считаем все Глумовские «грешки» подлостью, то это с нами самими что-то неладно… А значит и спектакль уже не о «московском быте середины XIX века», а о дне сегодняшнем. Тем более, что и сам режиссер считает так же:

- Мне кажется, что «Мудрец» снова стал злободневным. Нет, не сатирическая составляющая этой талантливейшей пьесы, хотя и она важна, без сомнения, а морально-этические вопросы. Во времена, когда старые нравственные ценности проходят ревизию, а новых еще нет, вопрос о том, как выйти в люди, сделать карьеру, становится особенно важным. Зачастую у нас этот путь не отягощен моралью. – так отвечал Сергей Стеблюк на вопрос, касающийся выбора пьесы для постановки, в газетном интервью. Это и стало главной темой спектакля.

Несколько слов об оформлении… Честно говоря, когда я смотрел на сцену в процессе репетиций, впечатление было сложным и неоднозначным. Казалось, что петербургскому театральному художнику Ольге Герр не удалось добиться того эффекта, на который было рассчитано. Тусклые краски баннера, заполняющего сцену газетным оттиском Саврасовских «Грачей», зеленые стулья и листы бумаги на полу создавали скорее ощущение неряшливости, чем яркую театральную картинку. Да, конечно, мы можем говорить о мусоре жизни, в котором приходится обитать героям пьесы (да и нам всем), о том, что даже если мусор выдается за стихи великих поэтов, или за предсказания и знаменья, он не перестает оставаться мусором. Но все-таки, все-таки, все-таки… Как-то не очень гармонировали с оформлением ни изящный сюжет комедии, ни яркие костюмы… Но чем ближе наступал финал спектакля, чем больше открывалась перспектива, чем явственнее смешивались персонажи пьесы с бумажным мусором под ногами, тем отчетливее приходило понимание неслучайности оформления. Вот они, живые люди с живыми (или выдуманными) страстями. Живут, страдают, подличают, обманывают друг друга. 

Но как иллюзорны их страсти! Как скоро унесет их всех ветер времени, как грачей с Саврасовских берез, или как пожелтевшие листы бумаги с московских улиц. И становится не смешно, а по-чеховски грустно. Кто придет на смену таким милым негодяям? Негодяи крупные, циничные и ни с чем уже, ни с какими нравственными постулатами не считающиеся. И знаем мы к чему это приводит, какие последствия за собой влечет…

Еще об одном нельзя не сказать. В спектакле изумительный свет. Именно он превращает все элементы декораций в такую картинку, что простое любование ею доставляет эстетическое удовольствие и все предыдущие сомнения становятся смешными и безосновательными.

Вообще внешняя красота и оформления, и мизансцен здесь чрезвычайно важны. В своем интервью Ольга Герр рассказывала о том, что у Стеблюка взгляд художника. Наверное, это так. Каждый персонаж в любой момент занимает именно то место, которое нужно, чтобы сцена превратилась в художественное полотно, в картину. И удивительно, как одной перестановкой стульев меняется интерьер и будуар Мамаевой превращается в салон Турусиной, а комната Глумовых в улицу с бумажным дождем.  Еще сцена – Мамаева поет романс и в последней строке  вдруг, увлекшись, вступает одна из приживалок Турусиной, на нее шикают, она замолкает, все внимание вновь отдано Клеопатре Львовне, но мы видим в глубине сцены сжавшуюся фигурку несчастной приживалки в зеленом, болотного цвета платье на фоне роскошного света праздничного вечера.

Или монолог Глумова в конце пьесы, когда он, разоблаченный и изгнанный, раздает «всем сестрам по серьгам». Понимая импульсивность и горячность сына, Глафира Климовна Глумова, его мать, пробирается тайком на самый краешек сцены, почти вплотную к зрителям, наблюдает за происходящим и пытается снять излишний обвинительный пафос, вставляя свои крохотные реплики – «Ангел, ангел», «По уму в Москве ему равных нет…» и т.д., и лицо ее, обращенное к зрителю, вызывает сочувствие, и обличительный монолог превращается в крик потерянного человека. Ведь, в самом деле, это не Мамаевых-Крутицких-Городулиных обманывал Егор Дмитриевич Глумов. Это себя он ломал, подстраиваясь под них. И не с чистой, незапятнанной душой ушел он, подобно Чацкому, а только не надолго отлучится, чтобы вскорости вернуться и стать точно таким же, как те, кого так страстно сейчас обвиняет.

Таких сцен-картинок много, они держат зрительское внимание нисколько не меньше, чем сюжет пьесы.

Из ролей второго плана, нельзя не отметить смешного и жалкого Григория, слугу в доме Турусиной, мастерски сыгранного Андреем Крайнюковым. Его образ, с большим юмором выписанный драматургом, был по достоинству оценен зрителем и получил свою долю смеха и аплодисментов.

Премьера была приурочена к закрытию театрального сезона. Впрочем, это не означает, что театр прекращает на лето творческую деятельность. Отнюдь. В эти дни завершается работа над еще одним спектаклем – на этот раз это будет сказка московского режиссера и драматурга Евгении Труш «Круговерть вокруг избушки на лесной опушке» в авторской постановке, премьера ожидается в конце недели. Уже на следующей неделе труппа театра приступает к работе над спектаклем, премьерой которого откроется 62-й театральный сезон в октябре. Планируется, что это будет детский спектакль «Золотой ключик или Приключения Буратино» по сказке Алексея Толстого. Взрослому зрителю театр хочет преподнести щедрый подарок – спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти». Обо всем этом мы, конечно же, расскажем подробно.

Что ж, 61-й театральный сезон закрыт. Был он непростым, напряженным, сопровождался конфликтами и сменой руководства, но при этом подарил зрителю целых 6 премьер: «Тогда в Севилье…» - музыкальную комедию композитора Марка Самойлова, новогоднюю сказку «Волшебство в ледяном царстве», сентиментальное трагикомическое путешествие по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры», драму Алексея Дударева «Вечер», молодежный спектакль «Блин-2» по пьесе Алексея Слаповского, комедию А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и, как уже говорилось, готовится 7-я премьера – сказка Евгении Труш «Круговерть вокруг избушки на лесной опушке». Это свидетельствует о высоком творческом потенциале театра. Так пожелаем ему успеха!

 Александр Михайлов
"Дзержинец", 03.06.2008 г.

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель