Администрация города Дзержинска Нижегородской области
"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"
"Волшебник Изумрудного города"
"Господин Пунтила и слуга его Матти"
"На всякого мудреца довольно простоты"
"Село Степанчиково и его обитатели"
Андрей Крайнюков родился в Северодвинске Архангельской области.
Будучи учеником 4 класса записался в драматический кружок. «С этого момента зародилось мое тщеславие», - не без самоиронии заметил будущий профессиональный артист. После окончания средней школы поехал в Москву поступать в театральное училище имени Щепкина. Поступил с первого захода при конкурсе сто пятьдесят человек на одно место. Первый театр, в котором началась трудовая деятельность артиста, - Брестский. Потом – служба в рядах Советской армии. Демобилизовавшись, уехал в Нижний Новгород, где несколько лет проработал в ТЮЗе. Двадцать четыре года назад поступил в труппу Дзержинского театра драмы.
ндрей Крайнюков служит в городском драматическом театре почти 25 лет. За эти годы он успел своим искусством покорить сердца многих дзержинских театралов. Его знают, ценят и почитают взрослые зрители. А юные - любят его «взахлеб». Андрей Владимирович за два с половиной десятка лет сыграл массу причудливых сказочных персонажей в сказках, которые ставит театр. И недавно с ним приключилась забавная история, которую он мне поведал.
Зашел актер в магазин и задержался у прилавка, выбирая поздравительную открытку. Несколько минут наблюдая за ним, продавец - молодой человек лет двадцати, вдруг задает вопрос: «А вы не в театре работаете?»
«В театре», - ответил Крайнюков. «А я вас помню, - сказал парень.- В нашем детском садике сказку показывали – вы там волка играли». После этих слов продавец подарил артисту понравившуюся открытку. «Надо же, узнал, а ведь лет семнадцать с тех пор прошло», - смеялся Андрей Владимирович.
По-видимому, тот волк произвел поистине неизгладимое впечатление на ребенка.
Образы, которые создает на сцене Андрей Крайнюков, действительно запоминающиеся. Это относится в полной мере ко всем ролям, даже самым маленьким, как в детских, так и в спектаклях для взрослой публики. Поделюсь собственными впечатлениями по этому поводу. Примерно месяц назад в театре драмы поставили новый спектакль по пьесе Н.В.Гоголя «Женитьба», в котором Андрею Крайнюкову досталась очень небольшая роль господина Анучкина. Весь текст, который произносит его персонаж, убирается на двух страницах. Когда же я смотрела спектакль, мне показалось, что роль Анучкина большая и значительная. Каждый выход артиста на сцену приковывал к себе внимание, по крайней мере, мое - точно. И как же мне было приятно узнать о том, что некоторое время спустя на премьерный спектакль «Женитьба» приезжали критики из Москвы и Санкт-Петербурга, которые тоже отметили среди прочих достоинств спектакля, игру Андрея Крайнюкова. Одна из питерских критикесс говорила, что, как правило, этот персонаж не запоминается в спектакле, но Анучкин в исполнении Крайнюкова получился очень заметной фигурой. Отмечен был даже костюм, над созданием которого, кстати, потрудился и сам актер. Наряд удался - Анучкин выглядел, как шоколадная конфета.
Андрей Крайнюков оказался прекрасным собеседником. Наш разговор о театре, о жизни длился более двух часов. Говоря о радостях и трудностях актерской жизни, Андрей Владимирович привел мне слова Федерико Гарсиа Лорки: «Театр – это чуткий барометр, который отмечает величие страны или ее упадок». Положение театров и актеров в нашей стране, особенно периферийных, - плачевно. И все-таки, когда я спросила Андрея Владимировича, не жалеет ли он, что стал актером, он ответил опять же словами испанского писателя, что искусство – прежде всего, и несут это искусство актеры, ибо по любви и по призванию они поднялись в вымышленный и мучительный мир подмостков.
"Репортер и время"
№18 (331) 28 апреля 2006 г.
Мягкий голос, плавная речь, цитаты великих людей, добрый юмор и бесконечное количество историй в ответ на любой вопрос: беседовать с актером Андреем Крайнюковым хочется бесконечно долго. Он приехал жить и работать в Дзержинск едва ли не в год строительства театра, пережив с труппой самые сложные 90-е годы. Он — мастер сделать заметным и значимым даже эпизодический персонаж, его конек — роли для самой взыскательной детской аудитории. Андрей Крайнюков снял показания театрального барометра и рассказал читателям «СВЕТСКОГО» о своей первой роли в «нецензурном» спектакле и о фильме Хуциева, в котором его нет в кадре.
- Андрей Владимирович, вы решили стать актером в 4-м классе, записавшись в кружок...
— Даже раньше. Еще ножки до пола не доставали, когда на стуле сидел, а уже хотел. Руководил кружком режиссер театра на пенсии, он посмотрел на меня тогда и сказал: «Мы вас возьмем, вы наш, без конкурса, но рановато». Я губы надул, конечно, но крепился, не плакал, а вот когда на улицу вышел, тут дал волю. Тогда батя мне сказал: «Вот горе-то! Да даже бабушка не пожалеет!» Бабушка особенно не любила артистов.
- Как же отнеслись родственники к вашему решению стать актером, когда поняли, что это больше, чем детское увлечение?
— Я еще с восьмого класса школы хотел убежать в театральное училище, но мамочка не отпустила, надеялась все-таки, что в старших классах передумаю. Говорила, раз любишь литературу, иди в преподаватели. Это тогда было престижно, да и платили у нас на севере хорошо. А когда я поступил в Щепкинское училище, она и вовсе пошла в управление культуры, где работала ее подруга юности, чтобы перекрыть мне все пути. Это не со зла, конечно, просто переживала за меня, знала о непростой жизни актеров. Да и здание театра тогда в городе было ужасное, просто «драмсарай» какой-то.
- Поступать вы поехали в одно из самых знаменитых театральных учебных заведений. Трудно было?
— А в то время и выбора такого, как сейчас, не было. В Москве да в Ленинграде были театральные вузы, а мама сказала, раз уж 10 классов закончил, давай тогда получай высшее образование. Конкурс, как сейчас помню, 150 человек на место. А ведь это старейшее училище, там даже ступеньки мраморные стерты, такой поток желающих. Но я, наверное, так сильно хотел, что поступил с первого раза.
- Помните ли вы свою первую настоящую роль?
— Слова забыл! Их было-то пять грамм, а я забыл (смеется, — примеч. автора). Вышел и забыл фамилию персонажа. Это была пьеса Островского «Доходное место», которая, кстати, была запрещена цензурой, что и отразил режиссер в постановке. Во вступлении к спектаклю на сцене висела афиша с крупной надписью поперек — «Отменить». К этой афише подходит студенческая братия, и я в их числе. Тут следовала моя реплика: «Так прочтем же пьесу! Направо комната...», и забыл чья. Вышневского — надо было сказать, а меня заклинило. Спрашиваю шепотом у массовки, а они и не знают. Вот такое начало.
- Андрей Владимирович, что вам больше всего нравится в своей работе, хотя актеры говорят — «службе»?
— Да я бы и не стал говорить «служба». Это как-то слишком пафосно. Мне нравится, что актер постоянно решает множество жизненных вопросов: и философских, и мировоззренческих, и идейных, и политических. Их много, и все они вечные. И даже наши специфические профессиональные вопросы формы и содержания, которые в каждом спектакле мы для себя должны решить, в них все аспекты: что есть высокое и низкое, добро и зло. Вот обсуждение этих вопросов и желательно подольше, мне нравится особо. У меня даже прозвище — «Маленький вопросик» (улыбается, — примеч. автора).
- Есть ли разница между игрой в постановках для детей и на «взрослой» сцене?
— По сути, ее в искусстве нет. Станиславский, когда ставил свою сказку «Синяя птица», за которую автор получил Нобелевскую премию, свой подход не менял. Критерии подхода смотрящего зрителя одни и те же. Но в то же время дети — самый благодарный зритель. Однако если вдруг внимание детской аудитории потеряно из-за нестыковок сюжета или слишком сложной сюжетной линии, вернуть его крайне сложно, начинается шум, и ребят уже не остановишь. Так что удержать внимание детей — это надо постараться, и если получилось, то это — истинное удовольствие. Они буквально все с тобой на сцене.
- Есть ли у вас любимые роли?
— Предпочтения менялись с течением жизни. Сначала, конечно, хотелось большие да главные, классические. Только не резонерские. Нравятся больше роли отрицательные, они, как правило, интереснее прописаны, более характерные, есть, где развернуться. Главное, чтобы не было в театре каждодневной поденщины, чтобы постановке уделялось время, можно было с ролью поработать. А то ведь раньше у нас, молодых артистов, была норма — 24 спектакля в месяц. И эту норму мы перевыполняли. Едва успевали в таком режиме учить тексты, про «вжиться в образ» и речи не шло. Теперь гораздо интереснее и лучше стало.
- В чем ваш источник вдохновения?
— Я думаю, для всех источник вдохновения — это сама жизнь. Поэт сказал: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Наша страна на первом месте по блаженству. Именно в эти «эпохи перемен»
пересматриваются все вопросы и жизни, и искусства, и что-то обязательно рождается. Именно в этом интерес.
- У вас был опыт работы в кино в фильме «Частное пионерское». Отличается ли работа в кадре от работы на театральной сцене?
— Был и еще один подобный опыт. Снимались в шесть утра каждый день, целую неделю. Рано утром, до основных поездов на вокзале, размещали на рельсах вагоны времен первой мировой, и мы в массовке провожали бойцов на войну. Я в костюме студента технического училища. Это был фильм Хуциева «Бесконечность», часа четыре продолжительностью. А потом засветили весь отснятый материал. Переснимали уже в другом городе. Так что о моем киноопыте лучше не рассказывать (смеется, —примеч. автора). А в «Частном пионерском» снимались мы два дня, а эпизод секундный, и я сам себе что-то не понравился, не очень четко сказал фразу. Хотелось, как в жизни, без подачи, а ведь это еще уметь надо. В кино все по-другому, на все нужна, как говорится, сноровка, закалка и тренировка.
- А какое кино вы любите? Есть ли фильмы, которые можете пересматривать несколько раз?
— Кино мне интересно. Я и журнал читал «Искусство кино». Только я и библиотекарь его и читали, поэтому и выписывать перестали (улыбается, — примеч. автора). Но меня пугает то, что совсем не хочется смотреть кино последнее время. Не досматриваю до конца. Даже не знаю, как это объяснить. Наверное, еще современность не отразилась в кино в полной мере и качественно, должно пройти время. Разрыв между тем, что на экране, и тем, что в жизни, мне мешает.
- В одном из своих интервью вы приводили слова Федерико Гарсиа Лорки: «Театр — это чуткий барометр, который отмечает величие страны или ее упадок». Что сегодня показывает этот барометр?
— Сейчас театрам уделяется несравнимо больше внимания. И городские власти выделяют средства. В 90-х было совсем плохо, протекала крыша, прогнила сцена, в фойе падал потолок, и мы не пускали зрителей через второй этаж. Нас хотела закрывать пожарная инспекция, потому что вода с крыши капала на проводку. Как и всем в стране, не платили зарплату. Я бы даже на месте зрителей не пошел в такую развалюху, но ведь к нам приходили, и мы выстояли. Сейчас, безусловно, есть подвижки к лучшему. И самая большая наша радость, что спектакли проходят при полных залах!
- Андрей Владимирович, вы ведь уже довольно давно живете и работаете в Дзержинске?
— Да, в 1982 году я сюда приехал. И знаете, тогда никто не мог мне подсказать, где находится театр. Я спрашивал, а говорили про кинотеатр «Россия». Театр только был построен. Я тогда работал в Нижнем в ТЮЗе и подумал, что пора переходить на взрослый уровень.
- И вот уже юбилейный 70-й театральный сезон... Чем он вам запомнился?
— Запомнился премьерой «Ревизора». Он принят сверх наших ожиданий хорошо, потому что все-таки это всем знакомое произведение, и мы опасались, сможем ли три часа держать внимание зала. Удалось! А вот заезжим критикам не очень понравилось. Современные люди в зале все настолько разные, что объединить их, как говорится, одним дыханием просто невозможно. Раньше с единой идеологией во всей стране таких разрывов между поколениями, между критиками и зрителями не было, проще было угодить всем.
- Как бы вы описали характер Дзержинска? Героем какой пьесы мог бы стать наш город?
— Мне нравится, что Дзержинск — современный город и всегда таким был. В нем нет разрушенных старинных особняков и вообще старья. И когда я впервые приехал в Дзержинск из Нижнего, я сразу эту современность отметил, и Дзержинск мне понравился больше. Так что наш город — герой какой-нибудь очень прогрессивной пьесы.
- Андрей Владимирович, что вы любите делать в свободное время? Как отдыхаете?
— Я и в свободное время придумываю что-нибудь для детей. Выступаю в садиках со сказками. Мне нравится, что в таком формате я вижу своих маленьких зрителей. И хоть спектакли такие начинаются рано утром, но ответная реакция детей просто дает второе дыхание, это очень помогает. Ребята просят прийти и завтра, верят, что я могу за одну ночь сочинить новую сказку.
Интервью: Наталья Курганская,
Журнал "Светский"
фото: личный архив А.В. Крайнюкова и театра Драмы
Интервью с Екатериной Максименко
Интервью с Валентиной Губкиной
Интервью с Андреем Крайнюковым
Интервью с Екатериной Рязановой
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Андреем Подскребкиным
Интервью с Вячеславом Рещиковым
Интервью с Михаилом Смоляницким
Интервью с Александром Расевым
Интервью с Валентином Морозовым
Интервью с Валентином Морозовым