Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ   

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"А зори здесь тихие..."

"Автобус"

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Бесприданница"

"Букет"

"Вий"

"Волшебная лампа Аладдина"

"Дураки вы, мужики!"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Калека с острова Инишмаан"

"Капитанская дочка"

"Лекарство от одиночества"

"Много шума из ничего"

"Морфий"

"Недоросль"

"Ночь перед Рождеством"

"Продавец дождя"

"Ревизор"

"Страсти по Торчалову"

"Теремок"

"Тётки"

"У самого края"

"Утиная охота"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

"Чёрный управляет всем"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Земля Эльзы"

"Золотой ключик"

"Изобретательная влюбленная"

"Искусство жениться"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Кот Федот и Новый год"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"На дне"

"Плутни Скапена"

"Ревнивец"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сирена и Виктория"

"Сиротливый Запад"

"Спойлеры"

"Старший сын"

"Стеклянный зверинец"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Финист Ясный Сокол"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Сердце, отданное театру

Когда я приезжаю на спектакли Дзержинского драматического те­атра, первым делом, находясь в зале, заглядываю в программку: будет ли сегодня занята Белла Юрьевна Чуркина. На последний спектакль прошедшего сезона — «Последняя попытка» — ехала с тем же чувством — увидеть на сцене одну из ведущих актрис театра, и рада, что в этом абсурдно-аван­гардном представлении не играла уважаемая мной актриса.

Представьте себе спектакль, где актеры, разрешая извечный любовный треугольник, все первое действие носятся по сцене на ро­ликовых коньках. Странная фан­тазия и режиссерское своеволие не позволили актерам сыграть по-человечески, когда сидишь в зале и не только веришь происходяще­му, но и откликаешься сердцем.

Словом, это был спектакль те­атра представления, театра демон­страции механического уровня чувств, что абсолютно противопо­казано Белле Юрьевне, актрисе глубокого психологического пла­на, ярких театральных красок.

Такой я помню ее королеву в трагедии Гюго «Мария Тюдор» (режиссер М.Сальтнна, художник В.Дубровский). Властная, гордая, сильная и слабая, жесто­кая и милосердная, жалкая и величественная! А как неподражаемо красива в спектакле Белла Юрьевна!

Я приверженка старых традиций. Когда-то в театре ценилась красота, когда-то специаль­но ходили на красивую актрису. А то, что на Беллу Юрьевну «ходят», ждут ее в новых спектаклях, говорили и зрители, и тот теплый, сердечный прием, тот настоящий праздник, который был устроен в ее честь на ее бенефи­се два года назад. Бенефис про­шел с таким успехом, что его пришлось повторить. Тогда еще не были сыграны самые значи­тельные роли в ее творчестве — Мария Тюдор и Кручинина. Ими она еще раз доказала свою твор­ческую самостоятельность, свой высокий рейтинг любимой зрителем актрисы.

Марию Тюдор Белла Юрьевна играет с огромным чувством от­ветственности. Ведь появление в афише театра замечательной тра­гедии Гюго связано с ее именем. Спектакль ставился на нее, на ее творческую индивидуальность. Роль сразу легла на ее внешнюю природу. Само лицо, походка, осанка,, манеры несли художест­венную правду. Ее голос, глаза, умение естественно и просто чувствовать себя в роскошных наря­дах, быть красивой, величествен­ной рождали в зрителе, особенно молодом, убеждения, что такой и должна быть настоящая коро­лева Один из спектаклей был от­дан на откуп школьникам, уча­щимся ПТУ. Пусть они не разби­раются еще в тонкостях игры, замысла режиссера, но, поражен­ные необычным, захватывающим сюжетом, красотой костюмов, ве­личественной королевой, теат­ральностью зрелищностью спектакля, может, они придут в театр не один раз, чтобы увидеть запомнившуюся и поразившую их актрису в других спектаклях.

А мне вспоминаются финальные сцены спектакля, где накал стра­стей, эмоции достигают своего предела. Какое богатство чувств сыграно актрисой! И как правди­ва она в каждом жесте, в каж­дой интонации. Удивительно точ­но сыграна борьба противоположных чувств — Мария Тюдор то умоляет, то приказывает и вновь умоляет своих приближенных спа­сти бывшего возлюбленного Фабиана, которого по ее же приказу обрекли на смерть. Забыты жен­ская гордость, честь. В королеве победила женщина. В этом спек­такле Чуркина — абсолютно в в эпохе, в атмосфере точно соз­данной ауре далекого времени.

То, что Белла Юрьевна уютно и органично себя чувствует в классике, она еще подтвердила, сыграв другой незабываемый жен­ский образ — Кручииину из пьесы Островского «Без вины виноватые». Этот образ при­влекал многим: в нелегкой су­дьбе провинциальной актрисы переплелось столько горького, жестокого. Но удары судьбы не сломили Кручинину. Она сохранила в себе душу, благородство, веру в добро и желание действо­вать во имя добра. Белла Юрь­евна не использовала мелодрама­тический характер пьесы для из­лишнего украшательства. Как лег­ко было впасть в сентименталь­ность, слезливость, подменить чувство чувствительностью. Актри­са выделила и подчеркнула в Кручининой те черты, которые издавна связывали с истинной ин­теллигентностью, — мягкосердечие, внимательность и забота о ближнем, снисходительность к чу­жим слабостям и жесткая непри­миримость ко лжи, подлости. Словом, то, о чем мы основатель­но подзабыли в суровой сумяти­це наших дней.

Мне нравится в спектакле сце­на, которая сразу же нас подключает к нравам сегодняшним. Эта сцена первого знакомства Незнамова с Кручининой. Как груб, душевно расхристан тот, кто окажется ее сыном. Как хочет­ся уязвить, насолить Кручининой, вызвать и устроить скандал. Сце­на решена на контрасте чувств. Грубость и деликатность, ернича­нье и снисходительность. Как мягка, сердечна Кручинина, как тих и нежен ее голос, как убеж­дена в том, что надо работать над собой, не прощать себе сла­бостей, стремиться к возвышен­ному. И происходит чудо На на­ших глазах Незнамов оттаивает, приобретает достоинство, чело­вечность. Слова Кручининой возы­мели действие, заставили пере­смотреть Незнамова свою жизнь. Эта сцена сыграна актрисой точ­но и правдиво, без привкуса нравоучительства, может, оттого, что монологи Кручининой близки и самой Белле Юрьевне.

Она убеждена, что нет ничего губительнее для своей про­фессии, чем зависть, интриганст­во, низость души. На сцене мож­но сымитировать чувство поря­дочности, но сыграть порядочного человека, чтобы поверили во всем, — почти невозможно.

Но как же тогда быть с отри­цательными персонажами? В ее сценической биографии пришлось играть и непривлекательных лю­дей. Здесь у Беллы Юрьевны свое кредо: понять — да, простить — не всегда. Никогда не путать доб­ро и зло, если последнее очень даже привлекательно. Но не за­бывать Станиславского с его зна­менитым: «Когда играешь злого, ищи, где он добрый».

Помню, как мы спорили, вер­нее, судили о ее новой героине из спектакля «Провинциалки». Здесь она играет нашу современ­ницу, Лидию Андреевну, которая, желая счастья дочери, толкает ее на брак без любви, брак по рас­чету.

Я склонна была защитить ее персонаж и оправдать хотя бы частично ее поступок безрадост­ной жизнью, на грани бедности. Она не хочет, чтобы дочь повто­рила судьбу матери, когда вечно не хватает денег, и вся жизнь — это забота о хлебе насущном. А в Москве, на академической да­че, где они с дочерью оказались волею случая, другая жизнь — веселая, легкая, беззаботная и безбедная. Добыть счастье для дочери любой ценой, даже если надо пойти на обман, — вот о чем думает ее героиня той бес­сонной ночью, когда она вспоми­нает свою горестную жизнь.

Белла Юрьевна была неприми­рима к своей героине. Ведь сча­стье, замешанное на подлости, мстит за себя, а человеческие ценности во все времена остаются одни; это добро, порядочность, ответственность перед собой, а может, перед Высшим. Христиан­ские заповеди, как ни пытались отменить, остались вечными, ина­че не избежать нравственного СПИДа. Это ее мерка человечес­кой жизни и на сцене, и в жизни.

Нет, она не играет Лидию Ан­дреевну этаким чудовищем. Она понимала ее представление о жиз­ни, но оправдывать ее поведение, ее отношения с Дочерью она не считает нужным Поэтому фи­нал проводит жестко. Жизнь обернулась для Лидии Андреев­ны не синицей в небе. Дочь выго­няет свою мать, а мы, сидящие в зале, еще раз задумываемся: в На­шу эпоху вседозволенности надо четко ставить заслон всему под­лому и безнравственному.

Скоро начнется новый театраль­ный сезон, и вновь, приезжая в Дзержинский театр, я буду заглядывать в программку, чтобы увидеть имя любимой актрисы — Беллы Юрьевны Чуркиной.

А еще мне захочется пообщать­ся с умным, милым, интеллигент­ным человеком, что такая боль­шая редкость в наши дни.

С. ЕРОХИНА, театральный критик.

«Дзержинец» 1990 г.

Народная артистка

Юбилей — прекрасный повод, чтобы лишний раз поговорить о человеке, внесшем вклад в ту или иную сферу деятельности. Нужно ли представлять актрису, которая 50 лет отдала служению сцене. И 40 из них прошли в стенах Дзержинского театра драмы, отметившего в мае свой 65-летний юбилей. Что еще можно сказать о Белле Юрьевне Чуркиной, чего бы не знали поклонники и почитатели ее таланта, зорко следящие за каждым шагом, каждым вздохом своей любимицы. И все-таки, когда речь идет о величинах такого масштаба, неисчерпаемы темы для разговоров, так же как неисчерпаем кладезь их таланта, принесенного к ногам Мельпомены.

ВТОРАЯ РОДИНА

В свое время, когда Белла Юрьевна играла Екатерину Великую в пьесе Бернарда Шоу «Екатерина II», один из политиков сказал потрясающие слова после бенефиса актрисы, представшей во всем великолепии своей славы и красоты: «Как хорошо, что у нас в городе есть своя королева!». Это не просто слова. Сложись ее судьба по-другому, она могла бы блистать в столичных театрах или в кино. Ее приглашали на роль Пистимеи Морозовой в фильме «Тени исчезают в полдень». Красота этой актрисы была достойна самых изысканных похвал, а талант — самых знаменитых театральных подмостков. Однако судьба решила иначе, и мы, дзержинцы, должны быть благодарны ей за то, что именно в наш город в далеком 1972 году приехала молодая, но уже опытная актриса, отработавшая к тому времени в театре родного Гомеля и на других подмостках в течение 10 лет. Белла Юрьевна вспоминает, с какой необыкновенной теплотой принял ее город химиков, ставший впоследствии второй родиной:

- Мы с мужем хотели, чтобы наш сын учился непременно в Москве. Ради этого и искали себе место поближе к столице на московской актерской бирже. Предложений было море, но все далеко от столицы. И тут ко мне подошла обаятельная женщина и, внимательно изучив мои рекомендации, буквально вцепилась в меня, ограждая от остальных поползновений. Это была директор Дзержинского театра драмы Антонина Быкова. Так мы попали в Дзержинск. Когда сошли с поезда, нас уже ждала машина. Правда, жилья поначалу не было, и меня с семьей разместили в гостинице «Ока». Мы прожили там почти 6 месяцев. Был период, когда у нас закончились деньги, мы не могли достать себе одежду, упакованную в контейнеры, а уже начались холода. И люди нас одевали, приносили теплые вещи, помогали всем, чем могли. Директор гостиницы разрешала нам готовить еду на плитке. Когда же я начала работать в театре, репетиции затягивались до позднего вечера, тогда до гостиницы меня сопровождал милиционер с огромной собакой. Разве можно забыть такое внимание и теплоту!

Актрису взяли на главные роли. Буквально в начале своей работы в Дзержинске Белла Юрьевна в спектакле по пьесе румынского драматурга Мушатеску «Титаник-вальс» сыграла мать семерых детей, и тут же в следующем спектакле «Антонина» ей дали роль шестнадцатилетней девушки. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, насколько многогранен талант актрисы. И режиссеры, работавшие с ней на протяжении многих лет, уловили все грани этого таланта и использовали всю силу ее дарования. Нет нужды перечислять все ее роли и достижения. Дзержинцам все это хорошо известно. И все же, как у любого человека, есть самые яркие моменты, оставившие неизгладимый след в памяти юбилярши.

«РОМАН" ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

В течение своего творческого пути у Беллы Юрьевны состоялось девять бенефисов, некоторые из них проходили по 2−3 дня, потому что залы не могли вместить всех желающих лицезреть любимую актрису. И самым запоминающимся был, конечно, юбилейный вечер с участием народного артиста СССР Василия Ланового. К тому времени их дружба продолжалась уже несколько лет.

- Когда я пригласила его на свой бенефис, Василий Семенович был за границей. Но он сделал все, чтобы прилететь на этот вечер. Он попросил домашних собрать ему чемодан с вещами, который, вернувшись с гастролей, схватил чуть ли не с порога и рванул в Дзержинск.

Другая их встреча произошла неожиданно. Василий Лановой приехал в Дзержинск в качестве председателя общественного фонда «Армия и культура». Выступал в бывшем кинотеатре «Россия». Белла Юрьевна также была приглашена стать участником мероприятия. Вот как вспоминает об этом сама актриса:

- Когда я появилась в кинотеатре, где проходил вечер, и стала спускаться по ступенькам, он, увидев меня, ринулся навстречу, бежал вверх по ступенькам, как мальчишка, сгреб меня в охапку, кружил-кружил, а потом повел под руку к сцене. Это удивительный человек, импульсивный, порывистый. А еще он весь зал привел в такое замешательство! Вышел на сцену и говорит: «В этом зале сидит моя любовница». Все, кто еще что-то обсуждал, замолкли. Постояв немного, он повторил те же слова. Воцарилась гробовая тишина, ни звука, ни вздоха. И тут он наконец разрядил обстановку:

«По сцене, конечно».

«Как хорошо, что у нас

в городе есть своя королева»

Здесь надо рассказать предысторию интригующей фразы знаменитого актера, истоки которой уходят в события тридцатилетней давности, когда и случилась первая встреча двух театральных титанов. Жизнь дзержинского театра тогда была бурной и насыщенной. Гастрольные поездки следовали одна за другой. Однажды Белла Юрьевна в труппе актеров выступала в Москве, как вдруг их немедленно вызывают обратно в Дзержинск, где на следующее утро должен был состояться спектакль «Тринадцатый председатель» с участием Василия Ланового. Дело в том, что Василий Семенович играл главную роль в этом спектакле, но только в Москве в театре им. Е. Вахтангова. Дзержинский театр драмы решил сделать постановку по этой же пьесе на своей сцене и на главную роль пригласил московскую знаменитость. Естественно, что по времени подстраивались под Ланового, отсюда такая внезапность. Актер приехал на два дня. Работали в жестком режиме, в день давали по два спектакля. Белла Чуркина по сценарию играла любовницу главного героя, которая должна была защитить его в ходе судебного процесса. И вот без репетиций, без единого слова за кулисами, только что с поезда и едва загримировавшись, актриса выходит на сцену.

- Василий Лановой красив до невозможности, я тоже тогда была молодая, худенькая, как тростиночка. Наши глаза встретились впервые в жизни. Его взгляд меня пронзил, а через мгновение начал умолять: «Защити меня, помоги!». Это уже по сценарию. И я его защищала, как последний раз в жизни самого родного человека. Наши артисты мне потом говорили: «Белла Юрьевна, так вы еще никогда не играли!». А зрители восторгались: «Вот что значит репетиции». А никаких репетиций и не было. Впоследствии Чуркиной передали слова Ланового, выступавшего на какой-то встрече в Доме книги. У него поинтересовались впечатлением об артистах местного театра. Он обо всех тепло отозвался и заметил: «Но одна актриса, я не буду называть ее фамилию, чтобы никого не обидеть, достойна московских театров». И конечно, все в один голос утверждали, что это он о Чуркиной.

ГОРОД, ГДЕ ТЕБЯ ЛЮБЯТт

Естественно, что ее переманивали в другие театры страны, но всякий раз, когда это происходило, супруг актрисы, художник по профессии, говорил: «Зачем тебе уезжать из города, где тебя так любят». Город ее действительно любил. Не изменил он своим чувствам и сегодня. Двенадцать лет назад она была избрана председателем совета ветеранов работников культуры, членом Союза театральных деятелей России и даже работала депутатом первого демократически выбранного городского совета с 1991 по 1994 годы.

Ее работу высоко оценили в Министерстве культуры СССР, наградив почетным знаком «За отличную работу». Чуркина имеет массу других наград, грамот и благодарностей. На почве безграничной любви дзержинцев с ней даже произошел забавный случай. Газета «Дзержинец» «присвоила» актрисе звание заслуженной артистки республики. И на свой вопрос: «Откуда такая информация?» — она получила совершенно искренний ответ: «Мы же знаем, что вы — заслуженная, мы вас так любим, как же может быть иначе!». «А сейчас я уже „народная“ артистка России, — смеется Белла Юрьевна. — И людям бесполезно что-либо объяснять».

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Беллу Юрьевну знают не только по сцене, но и по многочисленным творческим встречам в школах, библиотеках, на литературных вечерах. Так, недавно завязалось дружеское сотрудничество актрисы с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Желнино. Настоятель храма отец Михаил пригласил ее помочь организовать музыкально-театральную гостиную с участием прихожан. И 11 декабря 2011 года во вновь отремонтированной трапезной состоялось первое представление. Концертная программа «От сердца к сердцу», полностью подготовленная актрисой, прошла «на ура». В числе выступающих был и сам отец Михаил, который исполнил всеми любимые песни. А к 6 мая уже была готова новая программа, посвященная Великой Отечественной войне.

Известно, что талантливый человек талантлив во всем, за что бы ни взялся. Особенно если этот человек неугомонный, творческий и живущий не для себя, а ради других. «Заботиться о людях — это моя награда», — говорит Чуркина. И хотя юбилей актрисы в этом году отмечался не так широко, народ свою народную актрису не забыл. «Поздравлениям, теплым словам, цветам и подаркам не было конца», — признается Белла Юрьевна. А признание и любовь зрителя — это и есть счастье актера. Хочется пожелать Белле Чуркиной дальнейших творческих успехов, потому что дзержинский зритель с нетерпением ждет дальнейших работ актрисы на театральной сцене.

Ирина ЕРОШКИНА,

Дзержинсаие ведомости, 29.06.2012

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Екатериной Максименко

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель