Администрация города Дзержинска Нижегородской области

ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ    Твиттер Livejournal Youtube

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ

"Алиса в стране чудес"

"Ассакамури"

"Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон"

"Земля Эльзы"

"Как Ёжик и Медвежонок меняли небо"

"Капитанская дочка"

"Квадратура круга"

"Кот в сапогах"

"Много шума из ничего"

"На дне"

"Ночь перед Рождеством"

"Ревизор"

"Ревнивец"

"С любовью не шутят"

"Самоубийца"

"Сиротливый Запад"

"Стеклянный зверинец"

"Страсти по Торчалову"

"Тётки"

"Финист Ясный Сокол"

"Ханума"

"Царевна-лягушка"

ПУБЛИКАЦИИ О СПЕКТАКЛЯХ
ПРОШЛЫХ ЛЕТ

"Non dolet"

"Алые паруса"

"Баллада о матери"

"Бенефис 2010 г."

"Бенефис 2011 г."

"Блин-2"

"Вечер"

"Волшебник Изумрудного города"

"Господин Пунтила и слуга его Матти"

"Гроза"

"Гроза"

"Двенадцатая ночь"

"Дикарь"

"Жестокие игры"

"Жизнь артиста"

"За двумя зайцами"

"Затейник"

"Золотой ключик"

"Искусство жениться"

"Любишь - не любишь"

"Месье Амедей"

"Мой друг Винни-Пух"

"На всякого мудреца довольно простоты"

"Плутни Скапена"

"Ромео и Джульетта"

"Русское лото"

"Рядовые"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Семья с мешком чертей"

"Синяя ворона"

"Сирано де Бержерак"

"Сарший сын"

"Странный отель для нежных сердец"

"Таланты и покойники"

"Тринадцатая звезда"

"Фрегат "Паллада"

"Шум за сценой"

"Я тебя никогда не прощу"

Сердце, отданное театру

Когда я приезжаю на спектакли Дзержинского драматического те­атра, первым делом, находясь в зале, заглядываю в программку: будет ли сегодня занята Белла Юрьевна Чуркина. На последний спектакль прошедшего сезона — «Последняя попытка» — ехала с тем же чувством — увидеть на сцене одну из ведущих актрис театра, и рада, что в этом абсурдно-аван­гардном представлении не играла уважаемая мной актриса.

Представьте себе спектакль, где актеры, разрешая извечный любовный треугольник, все первое действие носятся по сцене на ро­ликовых коньках. Странная фан­тазия и режиссерское своеволие не позволили актерам сыграть по-человечески, когда сидишь в зале и не только веришь происходяще­му, но и откликаешься сердцем.

Словом, это был спектакль те­атра представления, театра демон­страции механического уровня чувств, что абсолютно противопо­казано Белле Юрьевне, актрисе глубокого психологического пла­на, ярких театральных красок.

Такой я помню ее королеву в трагедии Гюго «Мария Тюдор» (режиссер М.Сальтнна, художник В.Дубровский). Властная, гордая, сильная и слабая, жесто­кая и милосердная, жалкая и величественная! А как неподражаемо красива в спектакле Белла Юрьевна!

Я приверженка старых традиций. Когда-то в театре ценилась красота, когда-то специаль­но ходили на красивую актрису. А то, что на Беллу Юрьевну «ходят», ждут ее в новых спектаклях, говорили и зрители, и тот теплый, сердечный прием, тот настоящий праздник, который был устроен в ее честь на ее бенефи­се два года назад. Бенефис про­шел с таким успехом, что его пришлось повторить. Тогда еще не были сыграны самые значи­тельные роли в ее творчестве — Мария Тюдор и Кручинина. Ими она еще раз доказала свою твор­ческую самостоятельность, свой высокий рейтинг любимой зрителем актрисы.

Марию Тюдор Белла Юрьевна играет с огромным чувством от­ветственности. Ведь появление в афише театра замечательной тра­гедии Гюго связано с ее именем. Спектакль ставился на нее, на ее творческую индивидуальность. Роль сразу легла на ее внешнюю природу. Само лицо, походка, осанка,, манеры несли художест­венную правду. Ее голос, глаза, умение естественно и просто чувствовать себя в роскошных наря­дах, быть красивой, величествен­ной рождали в зрителе, особенно молодом, убеждения, что такой и должна быть настоящая коро­лева Один из спектаклей был от­дан на откуп школьникам, уча­щимся ПТУ. Пусть они не разби­раются еще в тонкостях игры, замысла режиссера, но, поражен­ные необычным, захватывающим сюжетом, красотой костюмов, ве­личественной королевой, теат­ральностью зрелищностью спектакля, может, они придут в театр не один раз, чтобы увидеть запомнившуюся и поразившую их актрису в других спектаклях.

А мне вспоминаются финальные сцены спектакля, где накал стра­стей, эмоции достигают своего предела. Какое богатство чувств сыграно актрисой! И как правди­ва она в каждом жесте, в каж­дой интонации. Удивительно точ­но сыграна борьба противоположных чувств — Мария Тюдор то умоляет, то приказывает и вновь умоляет своих приближенных спа­сти бывшего возлюбленного Фабиана, которого по ее же приказу обрекли на смерть. Забыты жен­ская гордость, честь. В королеве победила женщина. В этом спек­такле Чуркина — абсолютно в в эпохе, в атмосфере точно соз­данной ауре далекого времени.

То, что Белла Юрьевна уютно и органично себя чувствует в классике, она еще подтвердила, сыграв другой незабываемый жен­ский образ — Кручииину из пьесы Островского «Без вины виноватые». Этот образ при­влекал многим: в нелегкой су­дьбе провинциальной актрисы переплелось столько горького, жестокого. Но удары судьбы не сломили Кручинину. Она сохранила в себе душу, благородство, веру в добро и желание действо­вать во имя добра. Белла Юрь­евна не использовала мелодрама­тический характер пьесы для из­лишнего украшательства. Как лег­ко было впасть в сентименталь­ность, слезливость, подменить чувство чувствительностью. Актри­са выделила и подчеркнула в Кручининой те черты, которые издавна связывали с истинной ин­теллигентностью, — мягкосердечие, внимательность и забота о ближнем, снисходительность к чу­жим слабостям и жесткая непри­миримость ко лжи, подлости. Словом, то, о чем мы основатель­но подзабыли в суровой сумяти­це наших дней.

Мне нравится в спектакле сце­на, которая сразу же нас подключает к нравам сегодняшним. Эта сцена первого знакомства Незнамова с Кручининой. Как груб, душевно расхристан тот, кто окажется ее сыном. Как хочет­ся уязвить, насолить Кручининой, вызвать и устроить скандал. Сце­на решена на контрасте чувств. Грубость и деликатность, ернича­нье и снисходительность. Как мягка, сердечна Кручинина, как тих и нежен ее голос, как убеж­дена в том, что надо работать над собой, не прощать себе сла­бостей, стремиться к возвышен­ному. И происходит чудо На на­ших глазах Незнамов оттаивает, приобретает достоинство, чело­вечность. Слова Кручининой возы­мели действие, заставили пере­смотреть Незнамова свою жизнь. Эта сцена сыграна актрисой точ­но и правдиво, без привкуса нравоучительства, может, оттого, что монологи Кручининой близки и самой Белле Юрьевне.

Она убеждена, что нет ничего губительнее для своей про­фессии, чем зависть, интриганст­во, низость души. На сцене мож­но сымитировать чувство поря­дочности, но сыграть порядочного человека, чтобы поверили во всем, — почти невозможно.

Но как же тогда быть с отри­цательными персонажами? В ее сценической биографии пришлось играть и непривлекательных лю­дей. Здесь у Беллы Юрьевны свое кредо: понять — да, простить — не всегда. Никогда не путать доб­ро и зло, если последнее очень даже привлекательно. Но не за­бывать Станиславского с его зна­менитым: «Когда играешь злого, ищи, где он добрый».

Помню, как мы спорили, вер­нее, судили о ее новой героине из спектакля «Провинциалки». Здесь она играет нашу современ­ницу, Лидию Андреевну, которая, желая счастья дочери, толкает ее на брак без любви, брак по рас­чету.

Я склонна была защитить ее персонаж и оправдать хотя бы частично ее поступок безрадост­ной жизнью, на грани бедности. Она не хочет, чтобы дочь повто­рила судьбу матери, когда вечно не хватает денег, и вся жизнь — это забота о хлебе насущном. А в Москве, на академической да­че, где они с дочерью оказались волею случая, другая жизнь — веселая, легкая, беззаботная и безбедная. Добыть счастье для дочери любой ценой, даже если надо пойти на обман, — вот о чем думает ее героиня той бес­сонной ночью, когда она вспоми­нает свою горестную жизнь.

Белла Юрьевна была неприми­рима к своей героине. Ведь сча­стье, замешанное на подлости, мстит за себя, а человеческие ценности во все времена остаются одни; это добро, порядочность, ответственность перед собой, а может, перед Высшим. Христиан­ские заповеди, как ни пытались отменить, остались вечными, ина­че не избежать нравственного СПИДа. Это ее мерка человечес­кой жизни и на сцене, и в жизни.

Нет, она не играет Лидию Ан­дреевну этаким чудовищем. Она понимала ее представление о жиз­ни, но оправдывать ее поведение, ее отношения с Дочерью она не считает нужным Поэтому фи­нал проводит жестко. Жизнь обернулась для Лидии Андреев­ны не синицей в небе. Дочь выго­няет свою мать, а мы, сидящие в зале, еще раз задумываемся: в На­шу эпоху вседозволенности надо четко ставить заслон всему под­лому и безнравственному.

Скоро начнется новый театраль­ный сезон, и вновь, приезжая в Дзержинский театр, я буду заглядывать в программку, чтобы увидеть имя любимой актрисы — Беллы Юрьевны Чуркиной.

А еще мне захочется пообщать­ся с умным, милым, интеллигент­ным человеком, что такая боль­шая редкость в наши дни.

С. ЕРОХИНА, театральный критик.

«Дзержинец» 1990 г.

Народная артистка

Юбилей — прекрасный повод, чтобы лишний раз поговорить о человеке, внесшем вклад в ту или иную сферу деятельности. Нужно ли представлять актрису, которая 50 лет отдала служению сцене. И 40 из них прошли в стенах Дзержинского театра драмы, отметившего в мае свой 65-летний юбилей. Что еще можно сказать о Белле Юрьевне Чуркиной, чего бы не знали поклонники и почитатели ее таланта, зорко следящие за каждым шагом, каждым вздохом своей любимицы. И все-таки, когда речь идет о величинах такого масштаба, неисчерпаемы темы для разговоров, так же как неисчерпаем кладезь их таланта, принесенного к ногам Мельпомены.

ВТОРАЯ РОДИНА

В свое время, когда Белла Юрьевна играла Екатерину Великую в пьесе Бернарда Шоу «Екатерина II», один из политиков сказал потрясающие слова после бенефиса актрисы, представшей во всем великолепии своей славы и красоты: «Как хорошо, что у нас в городе есть своя королева!». Это не просто слова. Сложись ее судьба по-другому, она могла бы блистать в столичных театрах или в кино. Ее приглашали на роль Пистимеи Морозовой в фильме «Тени исчезают в полдень». Красота этой актрисы была достойна самых изысканных похвал, а талант — самых знаменитых театральных подмостков. Однако судьба решила иначе, и мы, дзержинцы, должны быть благодарны ей за то, что именно в наш город в далеком 1972 году приехала молодая, но уже опытная актриса, отработавшая к тому времени в театре родного Гомеля и на других подмостках в течение 10 лет. Белла Юрьевна вспоминает, с какой необыкновенной теплотой принял ее город химиков, ставший впоследствии второй родиной:

- Мы с мужем хотели, чтобы наш сын учился непременно в Москве. Ради этого и искали себе место поближе к столице на московской актерской бирже. Предложений было море, но все далеко от столицы. И тут ко мне подошла обаятельная женщина и, внимательно изучив мои рекомендации, буквально вцепилась в меня, ограждая от остальных поползновений. Это была директор Дзержинского театра драмы Антонина Быкова. Так мы попали в Дзержинск. Когда сошли с поезда, нас уже ждала машина. Правда, жилья поначалу не было, и меня с семьей разместили в гостинице «Ока». Мы прожили там почти 6 месяцев. Был период, когда у нас закончились деньги, мы не могли достать себе одежду, упакованную в контейнеры, а уже начались холода. И люди нас одевали, приносили теплые вещи, помогали всем, чем могли. Директор гостиницы разрешала нам готовить еду на плитке. Когда же я начала работать в театре, репетиции затягивались до позднего вечера, тогда до гостиницы меня сопровождал милиционер с огромной собакой. Разве можно забыть такое внимание и теплоту!

Актрису взяли на главные роли. Буквально в начале своей работы в Дзержинске Белла Юрьевна в спектакле по пьесе румынского драматурга Мушатеску «Титаник-вальс» сыграла мать семерых детей, и тут же в следующем спектакле «Антонина» ей дали роль шестнадцатилетней девушки. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, насколько многогранен талант актрисы. И режиссеры, работавшие с ней на протяжении многих лет, уловили все грани этого таланта и использовали всю силу ее дарования. Нет нужды перечислять все ее роли и достижения. Дзержинцам все это хорошо известно. И все же, как у любого человека, есть самые яркие моменты, оставившие неизгладимый след в памяти юбилярши.

«РОМАН" ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

В течение своего творческого пути у Беллы Юрьевны состоялось девять бенефисов, некоторые из них проходили по 2−3 дня, потому что залы не могли вместить всех желающих лицезреть любимую актрису. И самым запоминающимся был, конечно, юбилейный вечер с участием народного артиста СССР Василия Ланового. К тому времени их дружба продолжалась уже несколько лет.

- Когда я пригласила его на свой бенефис, Василий Семенович был за границей. Но он сделал все, чтобы прилететь на этот вечер. Он попросил домашних собрать ему чемодан с вещами, который, вернувшись с гастролей, схватил чуть ли не с порога и рванул в Дзержинск.

Другая их встреча произошла неожиданно. Василий Лановой приехал в Дзержинск в качестве председателя общественного фонда «Армия и культура». Выступал в бывшем кинотеатре «Россия». Белла Юрьевна также была приглашена стать участником мероприятия. Вот как вспоминает об этом сама актриса:

- Когда я появилась в кинотеатре, где проходил вечер, и стала спускаться по ступенькам, он, увидев меня, ринулся навстречу, бежал вверх по ступенькам, как мальчишка, сгреб меня в охапку, кружил-кружил, а потом повел под руку к сцене. Это удивительный человек, импульсивный, порывистый. А еще он весь зал привел в такое замешательство! Вышел на сцену и говорит: «В этом зале сидит моя любовница». Все, кто еще что-то обсуждал, замолкли. Постояв немного, он повторил те же слова. Воцарилась гробовая тишина, ни звука, ни вздоха. И тут он наконец разрядил обстановку:

«По сцене, конечно».

«Как хорошо, что у нас

в городе есть своя королева»

Здесь надо рассказать предысторию интригующей фразы знаменитого актера, истоки которой уходят в события тридцатилетней давности, когда и случилась первая встреча двух театральных титанов. Жизнь дзержинского театра тогда была бурной и насыщенной. Гастрольные поездки следовали одна за другой. Однажды Белла Юрьевна в труппе актеров выступала в Москве, как вдруг их немедленно вызывают обратно в Дзержинск, где на следующее утро должен был состояться спектакль «Тринадцатый председатель» с участием Василия Ланового. Дело в том, что Василий Семенович играл главную роль в этом спектакле, но только в Москве в театре им. Е. Вахтангова. Дзержинский театр драмы решил сделать постановку по этой же пьесе на своей сцене и на главную роль пригласил московскую знаменитость. Естественно, что по времени подстраивались под Ланового, отсюда такая внезапность. Актер приехал на два дня. Работали в жестком режиме, в день давали по два спектакля. Белла Чуркина по сценарию играла любовницу главного героя, которая должна была защитить его в ходе судебного процесса. И вот без репетиций, без единого слова за кулисами, только что с поезда и едва загримировавшись, актриса выходит на сцену.

- Василий Лановой красив до невозможности, я тоже тогда была молодая, худенькая, как тростиночка. Наши глаза встретились впервые в жизни. Его взгляд меня пронзил, а через мгновение начал умолять: «Защити меня, помоги!». Это уже по сценарию. И я его защищала, как последний раз в жизни самого родного человека. Наши артисты мне потом говорили: «Белла Юрьевна, так вы еще никогда не играли!». А зрители восторгались: «Вот что значит репетиции». А никаких репетиций и не было. Впоследствии Чуркиной передали слова Ланового, выступавшего на какой-то встрече в Доме книги. У него поинтересовались впечатлением об артистах местного театра. Он обо всех тепло отозвался и заметил: «Но одна актриса, я не буду называть ее фамилию, чтобы никого не обидеть, достойна московских театров». И конечно, все в один голос утверждали, что это он о Чуркиной.

ГОРОД, ГДЕ ТЕБЯ ЛЮБЯТт

Естественно, что ее переманивали в другие театры страны, но всякий раз, когда это происходило, супруг актрисы, художник по профессии, говорил: «Зачем тебе уезжать из города, где тебя так любят». Город ее действительно любил. Не изменил он своим чувствам и сегодня. Двенадцать лет назад она была избрана председателем совета ветеранов работников культуры, членом Союза театральных деятелей России и даже работала депутатом первого демократически выбранного городского совета с 1991 по 1994 годы.

Ее работу высоко оценили в Министерстве культуры СССР, наградив почетным знаком «За отличную работу». Чуркина имеет массу других наград, грамот и благодарностей. На почве безграничной любви дзержинцев с ней даже произошел забавный случай. Газета «Дзержинец» «присвоила» актрисе звание заслуженной артистки республики. И на свой вопрос: «Откуда такая информация?» — она получила совершенно искренний ответ: «Мы же знаем, что вы — заслуженная, мы вас так любим, как же может быть иначе!». «А сейчас я уже „народная“ артистка России, — смеется Белла Юрьевна. — И людям бесполезно что-либо объяснять».

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Беллу Юрьевну знают не только по сцене, но и по многочисленным творческим встречам в школах, библиотеках, на литературных вечерах. Так, недавно завязалось дружеское сотрудничество актрисы с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Желнино. Настоятель храма отец Михаил пригласил ее помочь организовать музыкально-театральную гостиную с участием прихожан. И 11 декабря 2011 года во вновь отремонтированной трапезной состоялось первое представление. Концертная программа «От сердца к сердцу», полностью подготовленная актрисой, прошла «на ура». В числе выступающих был и сам отец Михаил, который исполнил всеми любимые песни. А к 6 мая уже была готова новая программа, посвященная Великой Отечественной войне.

Известно, что талантливый человек талантлив во всем, за что бы ни взялся. Особенно если этот человек неугомонный, творческий и живущий не для себя, а ради других. «Заботиться о людях — это моя награда», — говорит Чуркина. И хотя юбилей актрисы в этом году отмечался не так широко, народ свою народную актрису не забыл. «Поздравлениям, теплым словам, цветам и подаркам не было конца», — признается Белла Юрьевна. А признание и любовь зрителя — это и есть счастье актера. Хочется пожелать Белле Чуркиной дальнейших творческих успехов, потому что дзержинский зритель с нетерпением ждет дальнейших работ актрисы на театральной сцене.

Ирина ЕРОШКИНА,

Дзержинсаие ведомости, 29.06.2012

ПРЕССА О ТЕАТРЕ

ИНТЕРВЬЮ

Интервью с Иваном Никулиным

Интервью с Марией Шиманской

Интервью с Артемом Барановым

Людмила Купоросова

Интервью с Валентиной Губкиной

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Юрием Кислинским

Интервью с Андреем Крайнюковым

Интервью с Денисом Мартыновым

Интервью с Зоей Морозовой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Татьяной Орловой

Интервью с Екатериной Рязановой

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Андреем Подскребкиным

Интервью с Вячеславом Рещиковым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Игорем Тарасовым

Интервью с Ларисой Шляндиной

Интервью с Егором Шашиным

Интервью с Михаилом Смоляницким

Интервью с Александром Расевым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Валентином Морозовым

Интервью с Виктором Шрайманом

Интервью с Леонидом Чигиным

Интервью с Михаилом Тяжевым

Интервью с Евгенией Труш

Интервью с Ольгой Герр

Интервью с Николаем Стяжкиным

Интервью с Федором Архиповым

Интервью с Юрием Березой

Интервью с Леонидом Хейфецом

Интервью с Сергеем Стеблюком

Интервью с Юлией Ауг

Интервью с Аманом Кулиевым

К ИСТОРИИ ТЕАТРА

"Истинный Храм искусства"

"Храм искусств"

К 100-летию Нины Конаковой

К 100-летию Филиппа Лещенко

К 100-летию Теодора Лондона

Белла Чуркина

Пишет зритель